Согласование и утверждение градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ)

Градостроительный план земельного участка является одним из необходимых документов для получения разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию. В прошедшие годы он выдавался в Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы. Документ оформлялся на бумажном носителе и его получение зачастую сильно затягивалось, потому как заявителю приходилось самостоятельно заниматься согласованием документа в различных отделах Москомархитектуры и иных ведомствах.

Позже появилась служба «одно окно», которая принимала документы, а по прошествии времени выдавала готовый ГПЗУ (при условии, что исходные данные были предоставлены в полном объеме и не содержали ошибок). Чтобы сделать процесс более удобным для заявителей в дальнейшем прием документов на получение градостроительного плана земельного участка стали принимать в многофункциональных центрах (МФЦ) во всех районах города Москвы.

Сегодня процедура получения ГПЗУ изменилась кардинальным образом и превратилась в электронную услугу, которую можно заказать на портале городских властей (сайт мэра Москвы). С одной стороны, это существенно упростило процесс получения документа, но с другой, даже сегодня не все досконально знают, как это работает.

Особенности ГПЗУ

Для начала застройщику или правообладателю земельного участка следует знать, что с 2017 года в Москве приняли и ввели в действие Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) — это особый документ, который производит зонирование территории столицы на отдельные территории, на которых действуют свои градостроительные регламенты. При этом внутри таких зон могут находиться отдельные участки, на которых действуют свои правила и ограничения на возведение капитальных объектов.

В прошедшие годы ГПЗУ относился к документации по планировке земельного участка, он должен был разрабатываться специализированными организациями. Сегодня градостроительный план земельного участка представляет собой выписку из Правил землепользования и застройки, в которой указаны параметры разрешенного строительства. Сам документ состоит из градостроительного плана земельного участка (на котором нанесены красные линии, границы охранных зон, участка застройки и прочие условные обозначения) и нескольких текстовых разделов, в которых приводятся технико-экономические параметры разрешенного строительства, технические условия на подключение инженерных сетей и коммуникаций, а также прочая информация. Процедура заполнения градостроительного плана земельного участка, его форма и содержание регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:

  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 апреля 2017 года N 741/пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения».
  • Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 11 августа 2006 года N 93 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка».
Читайте также:
Получение ГПЗУ
Внесение изменений в ГПЗУ
Продление ГПЗУ

Каждый градостроительный план является уникальным документом, поскольку на определенных зонах и территориях действуют собственные градостроительные регламенты, правила и ограничения. Некоторые землепользователи сталкиваются с ситуацией, когда им выдают ГПЗУ с нулевыми параметрами разрешенного строительства. Это происходит в том случае, когда земельный участок расположен в природоохранной или иной зоне, где существует запрет на возведение объектов капитального строительства. Эта же проблема касается малоизученных земель — если на территории не проводилась топографическая съемка, то по умолчанию такие земельные участки обладают нулевым градостроительным потенциалом.

Но получение ГПЗУ с нулевыми технико-экономическими показателями вовсе не означает, что на таком участке невозможно будет вести строительство — действующее законодательство позволяет внести изменения в Правила землепользования и застройки. Если такие изменения будут одобрены, то после актуализации градостроительного плана земельного участка в нем появятся новые параметры разрешенного строительства.

Как происходит получение, согласование и утверждение документа

До 2017 года градостроительный план земельного участка необходимо было в обязательном порядке утверждать и согласовывать. Сегодня, при получении нового документа проходить подобные процедуры не требуется. Дело в том, что согласно действующему регламенту подготовкой документа занимается сам Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы. Правообладатель земельного участка в данной ситуации только подает заявление и предоставляет необходимые сведения, а также электронные копии документов (при необходимости). Поскольку ГПЗУ является информационным документом, то его не согласовывают, а только утверждают и регистрируют.

Фактический правообладатель земельного участка или застройщик должен помнить, что ГПЗУ выдается в электронном виде, но по запросу заявителя дополнительно может быть подготовлена копия документа на бумажном носителе. ГПЗУ является действительным если он имеет свой номер (присваивается только после проверки и утверждения), печать и подпись уполномоченного представителя Москомархитектуры, отметку о том, что он утвержден Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы (при этом в обязательном порядке должен быть указан номер приказа).

Чтобы получить ГПЗУ заявитель должен:

  • Зарегистрироваться на сайте мэра Москвы, пройти верификацию и получить доступ к личному кабинету. Это могут сделать как физические, так и юридические лица.
  • Получить ЭЦП — электронную цифровую подпись. Это также обязательный этап, поскольку все действия на портале городских властей подтверждаются именно при помощи цифровой подписи.
  • На сайте мэра Москвы перейти в раздел «Услуги», выбрать «Градостроительный план земельного участка», ознакомиться с информацией и перейти к заполнению заявления.
  • Заполнить интерактивную форму заявления, внеся сведения в соответствующие строки и загрузив электронные копии документов. При этом следует помнить, что часть сведений Москомархитектура получает самостоятельно посредством межведомственного документооборота. Но заявитель для ускорения процедуры получения документа может предоставить некоторые данные (такие как выписка из Единого государственного реестра недвижимости) самостоятельно.
  • Далее остается только дождаться уведомления о готовности документа и получить его в личном кабинете. Заказанную копию на бумажном носителе можно забрать в своем региональном многофункциональном центре. Копия документа на бумажном носителе считается действительной только в случае, когда на ней имеются все подписи и печати, также документ в обязательном порядке должен быть пронумерован, прошит и скреплен печатью.

При подаче заявления крайне важно ознакомиться с информацией и уделить особое внимание правильности заполнения заявления. Все бумажные документы необходимо отсканировать и сохранить в требуемом формате, при этом важно обратить внимание на разрешение и проверить качество цифровой копии — все данные должны быть четкими и читаемыми.

Если в исходных данных будут ошибки, либо заявитель предоставит не все документы, то Москомархитектура откажется принимать документы на рассмотрение. Если ошибки и недочеты выявятся в процессе проверки документов, то заявитель получит обоснованный отказ в предоставлении государственной услуги.

Когда требуется утверждение и согласование

Несмотря на то, что с 2017 года ГПЗУ стал информационным документом, сегодня многие продолжают говорить о необходимости его согласования и утверждения. Также правообладатели участков говорят о внесении изменений в градостроительный план земельного участка и его продлении. Но в данном случае люди ошибочно путают ГПЗУ и ПЗЗ.

Получить новый градостроительный план земельного участка с измененными параметрами разрешенного строительства действительно можно. К такой процедуре прибегают как правило владельцы ГПЗУ с нулевыми параметрами и те, кто хочет изменить (или расширить) участок застройки, либо перенести (убрать) линии особых зон, если таковых больше нет. К примеру, если на участке ранее располагались линии электропередач (с обязательной охранной зоной), а после их демонтировали (перенесли в другое место), то освободившиеся земли можно будет использовать в других целях, в том числе для возведения объектов капитального строительства.

В этом случае фактическому правообладателю земельного участка необходимо обратиться с заявлением в Городскую комиссию по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при правительстве Москвы. Этот орган исполнительной власти рассматривает заявление в течение 30 рабочих дней и готовит заключение о внесении изменений.

Это заключение направляется в Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы, где в течение 30 рабочих дней принимается решение о технической возможности и правомерности внесения таких изменений. Независимо от того, принят отказ или положительное решение, заявитель получит об этом уведомление на данном этапе.

Если решение положительное, то Москомархитектура готовит проект о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, после чего отправляет его на публичные слушания в Окружную комиссию по вопросам градостроительства, землепользования и застройки. Конечная инстанция, которая принимает окончательное решение о согласовании изменений — это Правительство Москвы, если председатель (или иное уполномоченное лицо) примет положительное решение, то проект о внесении изменений утверждается и направляется обратно в Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы. На основании этого проекта вносятся изменения в существующие ПЗЗ, после чего информация в электронной базе актуализируется, и заявителю останется только направить заявления на получение ГПЗУ с новыми технико-экономическими параметрами разрешенного строительства.

Если во время публичных слушаний поступят жалобы и замечания от местных жителей, то заявление на внесение изменений в Правила землепользования и застройки направляется обратно в Городскую комиссию по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при правительстве Москвы, после чего процедура повторяется (в случае повторного принятия положительного решения).

Произвести все эти работы самостоятельно крайне сложно, поскольку минимальные ошибки и недочеты могут стать причиной отказа в согласовании изменений на любом этапе. Поскольку внесение изменений также является электронной услугой, правообладателю участка следует заранее подготовить заявление и все дополнительные документы так, чтобы у всех инстанций не оставалось вопросов о нецелесообразности внесения таких изменений. Для этого лучше всего воспользоваться услугами специализированной организации, которая занимается разработкой проектной и градостроительной документации, а также получением различных разрешений.